Пенсионная реформа

Пенсионная реформа 2019—2028 годов — этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин в соответствии с рекомендациями МВФ.

Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определённых специальностей (медработники, педагоги, артисты и др.), коренных жителей Крайнего Севера, женщин с тремя и более детьми, а также мужчин (женщин) со стажем свыше 42 (37) лет.

Реформа пока не предполагает изменений для граждан, занятых на тяжёлых работах и вредных производствах.

Реформой не затрагиваются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур, военнослужащих и гражданских госслужащих (их пенсионные права регулируются отдельными законодательными актами вне рамок данной реформы).

Как планируется, повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, в среднем, на 1000 руб./мес. ежегодно. По сути, это некоторое улучшение благосостояния граждан самых старших возрастных категорий за счёт более молодых россиян.

Правовой базой реформы является Закон о совершенствовании пенсионного законодательства  от 3 октября 2018. Речь идёт о страховой пенсии по старости. На порядок назначения накопительной части пенсии из ПФР и НПФ вступившие в силу в 2018 году изменения в пенсионном законодательстве не влияют.

Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит практически во всех государствах.

Пенсионная реформа несомненно отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада.


Обоснование реформы

Официальное обоснование со стороны МВФ

Во время консультации представителей Российской Федерации с Международным валютным фондом (МВФ) в 2018 году было указано, что на пенсионный возраст 55/60 лет является низким, по мировым меркам. Для сравнения обсуждался опыт США, Австрии, Германии, Финляндии, Нидерландов, Швеции и других государств. По международным стандартам и традициям, процент пенсионеров в России является высоким, а отчисления в Пенсионный фонд относительно низкими. В качестве варианта решения этой проблемы МВФ рекомендовал властям РФ повысить пенсионный возраст (Доклад МВФ по стране № 18/275 от сентября 2018).  Подобные советы озвучивались Фондом и на более ранних встречах с российскими делегациями.

Официальное обоснование Правительства России

Из-за старения населения России и сокращения отношения числа работающих к числу получателей пенсий (более быстрого, чем рост автоматизации и производительности труда), возник дефицит Пенсионного фонда России (ПФР).

В предшествовавшие реформе годы (2016—2017) ситуация усугубилась снижением с 14,2 млн до 8,7 млн числа официально трудоустроенных пенсионеров (после отказа от индексации пенсий работающим согласно Федеральному закону от 29.12.2015 г. № 385).

Было указано, если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать фонд из средств госбюджета, «запаса» во всей этой системе хватило бы на 7—10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР, чему и служит проводимая реформа.

Основное содержание реформы

Изменение пенсионного возраста

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

до  1958

60

1959

60,5

1960

61,5

женщины

До 1963

55

1964

55,5

1965

56,5

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

1961

63

1962

64

с 1963

65

женщины

1966

58

1967

59

с 1968

60

 

 

 

Большой стаж

Согласно пенсионной реформе мужчина (женщина) вправе выйти на пенсию в любой момент после выработки 42-(37-) летнего стажа, если на этот момент его (её) возраст превышает 60 (55) лет и не более чем на два года меньше пенсионного возраста.

Но в стаж для досрочной пенсии (в отличие от обычного исчисления страхового стажа) включаются только периоды работы и пребывания на больничном. Не учитываются, скажем, время ухода за маленькими детьми и время срочной (по призыву) военной службы.

Особенности изменения пенсионного возраста для разных категорий граждан.

1.       Педагоги, медики, артисты

Год выработки спецстажа

сдвиг выхода
на пенсию, лет

2019

+0,5

2020

+1,5

2021

+3

2022

+4

2023 и далее

+5

 

Требования к длительности специального стажа не изменяются, по сравнению с ранее действовавшими, однако, после выработки такого стажа необходимо просуществовать ещё несколько лет (работая по любой специальности или не работая). Число таких лет указано в таблице, в зависимости от года приобретения специального стажа.

2.       Жители Крайнего Севера

Для жителей Крайнего Севера пенсионный возраст повышается с сохранением разницы в пять лет по сравнению с жителями остальных регионов страны, но переходный период смещён по годам рождения. А именно:

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

до  1963

55

1964

55,5

1965

56,5

женщины

До 1968

50

1969

50,5

1970

51,5

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

1966

58

1967

59

с 1968

60

женщины

1971

53

1972

54

с 1973

55

 

Требования к минимально необходимому «северному» стажу остаются прежними: 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или 20 лет — в приравненных местностях.

3.       Женщины с детьми

Год рождения
женщины

Пенсионный
возраст, лет
(3 детей)

Пенсионный
возраст, лет
(4 детей)

Пенсионный
возраст, лет
(5+ детей)

по 1963

55

55

50

1964

55,5

55,5

50

1965

56,5

56

50

с 1966

57

56

50

При наличии пяти или более детей, пенсионный возраст женщины — 50 лет (как до реформы).

При наличии четырёх детей — максимум 56 лет, трёх детей — максимум 57 лет; в самые первые годы реформы пенсионный возраст определится по общим правилам, а затем особая льгота для многодетных матерей начнёт играть реальную роль (см. табл.). Предполагается, что женщина воспитала детей по крайней мере до 8 лет.

Меры поддержки в переходный период

Предусмотрены льготы (налоговые, по ЖКХ, по оплате проезда и др.), «привязанные» к статусу пенсионера. На переходный период, то есть до конца 2028 года, все федеральные льготы планируется предоставлять мужчинам (женщинам) старше 60 (55) лет, как если бы повышения не было.

Госдумой одобрен законопроект о праве пожилых граждан на алименты с 60 (55) лет.

Предусмотрена защита интересов граждан старших возрастов на рынке труда (через введение уголовной ответственности работодателей за необоснованное увольнение таких людей), создание системы переобучения, медицинской поддержки (предоставление двух оплачиваемых дней в год для диспансеризации), увеличение максимального пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста с 4900 до 11280 руб./мес. в течение года, минимального размера пособия с 850 до 1500 руб./мес. (конкретная сумма зависит от доходов за последние шесть месяцев перед постановкой на учёт в службу занятости).

Как и до 2019 года, в случае потери работы и невозможности нахождения новой, предпенсионер сможет выйти на пенсию на два года раньше повысившегося пенсионного возраста.

Обладатели пенсионных накоплений

Положения реформы, касающиеся изменения пенсионного возраста не распространяются накопительную часть пенсии. Гражданам, имеющие накопления в ПФР или НПФ, накопительная часть пенсии им может выплачиваться с 60 (55) лет, а страховая — на общих новых основаниях.

Старый порядок определения пенсионного возраста  действует также для выплат из НПФ по частным договорам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), заключённым до конца 2018 года. Такие договоры предполагают добровольное внесение накопительных платежей работником — что отличает ситуацию от случая формирования накоплений в НПФ из доли обязательных отчислений работодателя и предвосхищает будущую систему ГПП.

Требования к страховому стажу

Ещё до нововведений 2019 года, в системе пенсионного обеспечения в России были предусмотрены нарастающие от года к году требования по страховому стажу и индивидуальным пенсионным коэффициентам (баллам), которые должны быть выполнены, чтобы достигший пенсионного возраста человек мог претендовать на страховую пенсию по старости. А именно, если до 2015 года требовалось наработать всего 5 лет стажа, то с 2015 года необходимый стаж составлял уже 6 лет и ежегодно он увеличивается на один год (в 2019 г. — 10 л.), пока не дойдёт до 15 лет. Что касается пенсионных баллов, то в 2015 году надо было иметь 6,6 баллов, а в 2018 году — 13,8 баллов. В итоге часть достигающих пенсионного возраста лиц пенсию по старости не получает. Те же требования по стажу и баллам существуют при досрочном назначении страховой пенсии, например многодетным матерям. В 2018 году ПФР отказал в пенсии 170,5 тысячам обратившихся, и в дальнейшем эта цифра будет увеличиваться из-за ужесточения критериев.

Исчисление страхового стажа (кроме случая подсчёта 42 (37) лет для досрочного выхода на пенсию) производится по дореформенным правилам. В частности, периоды обучения в ПТУ, техникуме или в вузе до конца 2001 года засчитываются в стаж (относительно вузов оговорка: по 1991 г. надо, чтобы засчитываемому периоду учёбы предшествовало какое-то время работы или военной службы).

Новые правила для социальной пенсии

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

до  1953

65

1954

65,5

1955

66,5

женщины

До 1958

60

1959

60,5

1960

61,5

 

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

Год

рождения

Пенсионный

возраст

мужчины

1956

68

1957

69

с 1958

70

женщины

1961

63

1962

64

с 1963

65

 

По 2018 год, при отсутствии у мужчины (женщины) достаточного для страховой пенсии стажа, начиная с возраста 65 (60) лет ему (ей) выплачивалась социальная пенсия по старости.

В рамках реформы, возраст выхода на социальную пенсию будет повышен до 70 (65) лет «параллельно» тому, как растёт возраст страховой пенсии в стране. Возраст начала выплат социальной пенсии неработающим представителям малочисленных народов Севера не изменился: для мужчин с 55, для женщин с 50 лет.

Индексация выплат неработающим пенсионерам

Дата

Размер
индексации

с 1 янв 2019

7,05 %

с 1 янв 2020

6,6 %

с 1 янв 2021

6,3 %

с 1 янв 2022

5,9 %

с 1 янв 2023

5,6 %

с 1 янв 2024

5,5 %

 

За счёт высвобождения средств из-за повышения пенсионного возраста намечено осуществление более высокой, нежели до реформы, ежегодной индексации пенсий неработающим лицам, уже вышедшим на пенсию. Размер индексации в 2019 году составил 7,05 % (в среднем, это +1000 руб./мес к пенсии); подобная индексация будет проводиться по 2024 год. Решений относительно дальнейшего периода пока нет.

На указанный в таблице процент будут проиндексированы стоимость одного пенсионного коэффициента (K) и величина фиксированной выплаты (C), на основе которых рассчитывается размер страховой пенсии гражданина (R = KN + С, где N — число пенсионных баллов у данного гражданина). Предполагается, что средний размер пенсии в России к 2024 году превысит 20 тыс. руб. в месяц.

При этом годовая инфляция, по прогнозу МЭР, составит около 4 %, кроме самого первого года реформы (2019), для которого ожидается порядка 5 % из-за подъёма НДС.

Официально, за первые четыре месяца 2019 года инфляция составила 2,07 % (то есть 6,3 % в расчёте на год); представители МЭР предвидят снижение во второй половине года. Но, реальная инфляция (по крайней мере, применительно к товарам и услугам, актуальным для граждан с небольшими доходами) не согласуется с декларируемой и с конца 2018 года превышает 10 % на год[40]. Поэтому есть опасения, что намеченная в рамках реформы индексация пенсий либо вообще не улучшит благосостояние их получателей, либо сделает это чисто символически.

Самозанятые пенсионеры имеют право на индексацию выплат наравне с неработающими. В частности, с 1 января 2020 года страховая часть пенсии таких пенсионеров увеличится на 6,6 %.

Заказ звонка
Спасибо!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Обратная связь
Спасибо!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заказ услуги
Спасибо!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Задайте вопрос
Спасибо!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время